История Каменского/Днепродзержинска: как на самом деле появилась у нас семья аргентинцев в 1957 году и чем все закончилось

Среда, 14/02/2024 - 15:11 2250

Неожиданный поворот в истории о нашумевшем видео Днепродзержинска 1958 года (киножурнал «Україна сьогодні» № 9).

Эти кадры попали в соцсети нашего города и активно обсуждались в начале февраля (видео – по этой ссылке). Помимо интересных видов прошлого Каменского/Днепродзержинска, на них рассказывалось об одной из подзабытых страниц прошлого нашего края – о возвращении семьи эмигрантов из Аргентины в 1957 году.

Напомним, речь идет о семействе Антона Хомяка. Он не был в Каменском/Днепродзержинске 30 лет. По задумке авторов киножурнала, для А. Хомяка наш город за этот период изменился до неузнаваемости: из «убогого села» стал «большим промышленным и культурным центром». На кадрах «аргентинец» счастлив возвращению на Родину и тем новшествам, которые он и его семья теперь могут здесь наблюдать.

Безусловно, город с 20-х по 50-е годы ХХ века во многом стал другим (новая инфраструктура, жилмассивы и предприятия; построены многие учебные, культурные и другие учреждения и т. д.). Вот только в самой истории возвращения А. Хомяка было не все так просто, да и закончилось его пребывание в нашем городе явно не так, как думали авторы этих давних кадров.

Подробности же этих событий разузнал и опубликовал в книге «История в лицах, или Портретная галерея Каменского-Днепродзержинска» историк и писатель Александр Слоневский.

«Наш Репортер» (с согласия автора) публикует отрывок из этого исследования:

Операция КГБ в Днепродзержинске

После ХХ съезда партии, на котором Н. Хрущёв «разоблачил» культ личности И. Сталина, в СССР под контролем КГБ был сформирован комитет «За возвращение на Родину». Его председателем стал генерал-майор Н. Михайлов. Цель организации – вести работу, способствующую возвращению из-за границы в Советский Союз перемещённых лиц и эмигрантов из числа бывших граждан. Метод работы – убедить эмигрантов в том, что со смертью Сталина в СССР произошли коренные демократические перемены, и Родина-мать ждёт своих сынов, рассеянных по всему миру. Не остался в стороне от всесоюзной операции и Днепродзержинский комитет государственной безопасности.

В 1956 году инспектора гороно Леонида Гевло вызвали на Пелина-13, где размещался городской отдел КГБ. Его провели к самому начальнику комитета полковнику А. Тимошенко.
– Нам известна ваша бурная биография, – начал беседу полковник, намекая на прошлое Леонида Николаевича, в котором тому пришлось побывать в шкуре «сына врага народа», попасть в немецкий плен и быть солдатом американской армии. – В связи с тем, что рыльце у вас в пушку, мы хотим, чтобы вы поработали на благо Родины.
– Но разве я не работал на благо Родины, будучи преподавателем в школе, а теперь инспектором городского отдела народного образования?
– Ну, вот и договорились.

Для справки: В Государственном архиве Днепропетровской области имеется постановление бюро Днепродзержинского горкома партии и исполкома горсовета от 21 февраля 1979 года. В постановлении сказано: «Просить бюро обкома Компартии Украины и исполком областного Совета народных депутатов ходатайствовать перед Президиумом Верховного Совета Украинской ССР о присвоении директору средней школы № 16 Гевло Л. Н. звания «Заслуженный учитель Украинской ССР». Документальных сведений о причинах отказа удовлетворить просьбу горкома партии и исполкома горсовета в архивном фонде не имеется. Причина крылась в фактах удивительной биографии Леонида Николаевича.

Инспектора гороно прикрепили к офицеру госбезопасности Н. Шляеву и выдали удостоверение за номером К-123. В удостоверении указывалось, что гр. Гевло Леонид Николаевич уполномочен вести работу от имени комитета «За возвращение на Родину» и вместе с тем является корреспондентом газеты и редакции радиовещания комитета. В задачу корреспондента входило написание за границу любезных писем, по адресам, полученным из КГБ. Бельгия, Аргентина, Бразилии, США. Возвращайтесь! Приезжайте! Не пожалеете!

На фото: Леонид Гевло и выданное ему удостоверение (из архива А. Слоневского)

 

Приходящие ответы не попадали к автору, но переправлялись КГБ. И надо же – первый успех! В Днепродзержинск по письму Гевло приехала из Бельгии женщина, которую во время войны освободила из немецкого лагеря армия США. Позже она вышла замуж за бельгийца и имела от него двоих детей. Однако, повидавшись с родителями, на родине не осталась, а вернулась в Европу к мужу и детям.

А в 1957 году из далёкой Аргентины пришло сообщение, что сюда приезжает семья Антона Хомяка, выходцев из Львовской области, эмигрировавших из Украины ещё в предреволюционные годы. Прибывших отца Антона и мать Марию Хомяк с дочерью и зятем – аргентинским коммунистом Недильским, а также двумя их мальчиками-детьми встретили по высшему классу и создали сказочные по советским меркам условия жизни. Им дали четырёхкомнатную «сталинку» в новом доме в самом центре города на Транспортной площади. Главу семьи устроили заведующим магазином полуфабрикатов при тресте столовых, а его жену – искусницу по выпечке тортов – кондитером ресторана «Днепр». Дочь работала модисткой на дому, а зять – член компартии Аргентины – закройщиком в ателье мод по улице Медицинской.

На фото дом, где семья аргентинцев получила квартиру (снимок из архива семьи Кульвинских, опубликовал краевед Виктор Куленко на сайте https://www.fotik.top/):

 

Время от времени корреспондент комитета «За возвращение на Родину» приходил домой к своим подопечным, чтобы поговорить с ними по душам и выяснить, что их не устраивает на вновь обретённой Родине. Поначалу претензии носили чисто бытовой характер: хотели бы приобрести пианино детям, да в магазине нет инструментов. Или: Недильский, учившийся высокому ремеслу портного у итальянских мастеров, работал качественно, но медленно и не выполнял норм выработки советского ателье.

На конспиративной квартире, находившейся в доме по улице Коммунарной, рядом со стадионом, офицер госбезопасности Николай Эрастович Шляев выслушивал отчёт и принимал меры. Привезли пианино. Недильского освободили от поточного метода и перевели на высокую ставку, его жену-надомницу освободили от налогов.

Весть о том, что в Днепродзержинск приехала пара аргентинских портных, распространилась по городу. Мужская половина городской знати заказывала одежду у Недильского, а женская – у его супруги. Сам председатель горисполкома товарищ Смирнов шил костюмы у первоклассного заокеанского закройщика!

Но вскоре претензии возвращенцев стали совершенно иного рода. Недильский, привезший из Аргентины произведения классиков марксизма-ленинизма на испанском языке, всё более приходил к мнению, что в книгах написано одно, а социалистическая реальность – это совсем другое.
– Як ви знущаєтесь з землі? – возмущался «аргентинец». – Хто ж так користується своїм багатством! По магазинах пусто, усе через чорний хід та по блату! І це соціалізм? Що ви тут будуєте?

Зятя поддерживал глава семьи. Ему, державшему в Буэнос-Айресе ресторан, было абсолютно дико отпускать полуфабрикаты «по знакомству» и готовить высокопоставленным товарищам целые коробки с дефицитной снедью. У Недильского оставался брат в США.

Через американское посольство тот добился, чтобы его родных выпустили обратно из Советского Союза. И они уехали в Южную Америку.

Прощаясь с Гевло, Недильский говорил:
– Я на тебе не ображаюсь. Ви робили усе, щоб нам тут добре жилось. Але коли ми повернемось до Аргентини, я три роки не буду працювати, а тільки розповідатиму правду про життя у Радянському Союзі. І за це матиму непогані гроші!

Так завершились совместные усилия днепродзержинского КГБ и комитета «За возвращение на Родину». А вскоре был распущен и сам комитет.

Игорь Кузьминский

 

Также читайте: Кто помнит этот старинный дом в Каменском/Днепродзержинске?

Теги: історія

Читайте главные новости nashreporter.com в социальных сетях FacebookTelegram